Вторник, 14.05.2024, 20:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Елена Юрьевна Чернобай МБОУ №39 Симферополь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог


21:16
Cеминар для учителей начальной школы. Современный урок. Каким он может быть
 
Современный урок.
Каким он может быть?
 
16 апреля 2014г.
зам.директора по УВР
УВК «Школа-гимназия» №39
 Е.Ю.Чернобай
 
 (слайд 1)  
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
(слайд 2)  
Откуда пошло слово – урок?
Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю)
 – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука.
 
Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.
 Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские.
Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.
 
(слайд 3)  
Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования.
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
 

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке.
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. 
Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.
Что значит современный?
 Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени.
А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.
 Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.
Модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Она существенно меняется,  но в основе остается классическая педагогика и методика.

Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла.
 Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:



Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется
.
 
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
(слайд 4)  


 
 
Меняется и сама позиция учителя. Он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
(слайд 5)  
             Критерии эффективности современного урока:
•    Обучение через открытие
•    Развитие личности
•    Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
•    Демократичность, открытость
•    Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
•    Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
•    Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.
•    Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

 
   Так, что же такое современный урок — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес,  профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит..
Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
(слайд 6; видео с уроков)  
Синдром профессионального выгорания —  самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.
Выгорание является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми.
(слайд 7)  
 
  Факторы обусловливающие выгорание педагогов ( что влияет) :
  • Ежедневная психическая перегрузка,
  •  высокая ответственность за здоровье и жизнь учащихся,
  •  дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и фактором социальной несправедливости,
  • низкий социальный статус профессии,
  •  ролевые конфликты,
  • поведение «трудных» учащихся.
  • Профессия  педагога в настоящее время феминизирована ( женская) , поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.
(слайд 8)  
Признаки эмоционального выгорания ( как проявляется)
•          сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.;
•         негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам;
•         нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
•         ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
•         неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
•         немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
•         ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.
•          может наблюдаться снижение качества жизни в целом.
     Вопрос:   Скажите, кто-нибудь испытывает что-либо из перечисленного?
(слайд 9)  
 
  Определить степень  риска «сгореть» нам поможет следующая методика.
                     Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Инструкция.
В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.
Утверждение Часто Редко Никогда
1. Я чувствую себя счастливым 0 1 2
2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 1 2
3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю 0 1 2
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту 0 1 2
6. Я склонен к грусти 2 1 0
7. Я думаю о перемене специальности 2 1 0
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте 2 1 0
9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0
 
 
Ключ к тесту
0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы
4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать
более эффективные методы борьбы со стрессом.
 
(слайд 10)  
 
                                                                     Деловая игра
 
Участники семинара разделены на 4 группы.
Каждая группа получает шаблоны, маркеры и карточку-задание.
 
1 группа
(лучи солнца)
                                       От чего зависит эффективность уроков.
 
2 группа
(флажки на корабль)
Способы, формы и виды
 организации эффективного урока.
 
 
 
 
3 группа
(волны)
Методы и приёмы на уроке, способствующие
проведению эффективного урока.
 
 
4 группа
(чайки)
 
                                                      Какие бывают цели и
что такое результат эффективного урока?
 
 По итогам деловой игры создаётся картина (морской пейзаж). Группы аргументируют свой ответ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Просмотров: 355 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Copyright MyCorp © 2024