ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Примерный перечень тем родительских собраний в начальной школе может быть таким.
• Психологические и физиологические особенности учеников младшего школьного возраста.
• Распорядок дня и его влияние на качество обучения.
• Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия учеников- первоклассников.
• Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.
• Роль игры в расширении мировоззрения ребенка.
• Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
• Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.
• Шалости и хулиганство — существует ли разница?
• Роль семьи в формировании личности ребенка.
Предложенные темы можно принять за основу для создания собственных планов, а могут составить другие, с учетом проблем, которые возникают перед ними в воспитательной работе и нужда¬ются в немедленном решении, а также учитывая особенности классного коллектива и родительской аудитории.
Учитывая особенности воспитания младших школьников разного возраста и уровень педагогической культуры родителей на разных ступенях их сотрудничества со школой, нужно иметь в виду, что любые, в том числе и запланированные, темы родительского собрания могут иметь определенную специфику, значит, и их формулировки могут быть несколько изменены.
1 класс
• Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе? (Майское собрание для родителей будущих первоклассников)
» Будем знакомы! (Родительское собрание — психологический тренинг).
• Первые школьные трудности, как их предотвратить? (Родительское собрание - итог адаптационного периода)
• Развитие внимания у детей и пути его формирования.
• Формирование читательских интересов ребенка.
• В какие игры играют наши дети?
2 класс
• Как помочь младшим школьникам в обучении?
• Воспитание сознательной дисциплины у второклассников.
• Как помочь ребенку управлять эмоциями?
• Наши ошибки в воспитании детей.
• Воспитание любви к природе.
3 класс
• Семейные традиции и их значение в жизни ребенка.
• Выполняем домашние задания.
• Какой отец нужен ребенку?
• Как формировать у детей навыки ненасильственного общения?
• О словах, о языке, о культуре общения.
4 класс
• Половое воспитание как составляющая семейно-морального воспитания детей.
• Групповая форма работы — эффективное средство организации обучения.
• О грязных словах и жаргонизмах.
• Семейный альбом.
• Моя семьи — моя радость.
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Первым школьным родительским собранием является собрание «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Это собрание заслуживает особого внимания. Оно, по обыкновению, происходит в мае и преследуют следующие цели:
• познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе;
• предложить практические советы относительно адаптации ребенка к школе.
Начало обучения в школе — один из самых сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека — это новые контакты, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется обучению, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период — прежде всего, так как школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд таких задач, которые непосредственно не связаны с его опытом; требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация ребенка к школе происходит постепенно. Не день и даже не неделя понадобятся для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно продолжительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Большинство детей в целом готовы к школе. Желание познавать новое, осознание важности шага, значимости своего статуса: «Я — уже ученик!», готовность к выполнению задач, которые стоят перед ними, помогают детям принять требования учителя, которые касаются их поведения, отношений с ровесниками, подчинения новому распорядку дня, занятий и т. д.
Несмотря на то, что выполнение многих правил является довольно непростым делом, учеником они воспринимаются как общественно значимые и неизбежные.
Что привлекает ребенка в школе?
Как правило, это внешние моменты школьной жизни — портфель, тетради, учебники, сама школа (гимназия), новые друзья, новые знакомства. Все это, конечно, еще не является отношением к новому виду деятельности, к обучению как таковому, не является желанием учиться ради получения знаний, но вместе с тем — это основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание малыша не всегда совпадает с его возможностями, ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация к новым условиям большей частью определяется уровнем волевого развития.
У разных детей этот уровень оказывается разным, и для успешной работы необходимо, чтобы ребенок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя, в конце концов, чтобы он мог отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать. Помогите ребенку понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения. Малышу необходимо общаться с ровесниками, научиться работать в коллективе и в определенном темпе. Коллективная деятельность в классе предусматривает интенсивное общение и общую деятельность как с другими учениками, так и с учителем.
Что делать, если Ваш первоклассник не видит клеточек (не может отметить 2—3 клеточки, найти точку их пересечения)? С ним необходимо ( I роить узоры из мозаики, выкладывать фигурки из небольших частей ежедневно. А еще — пусть первоклассник дома рисует. Например, фломастером, который оставляет толстые и тонкие линии, пусть изображает «кривули», а Вы дорисовывайте, чтобы вышел смешной рисунок или такой, на котором легко узнать тот или иной предмет. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.
Карандашами, которые рисуют «толсто» и «тонко», предлагайте заштриховать рисунки — то густо, то редко. Не предлагайте малышу делать это шариковой ручкой, так как она напрягает мышцы кисти, а предложенный вид деятельности помогает их расслабить.
В любой другой день возьмите акварельные краски или гуашь и тоненькой кисточкой обведите рисунок. Научите делать это и Вашего ребенка. Сначала пусть обводит большие фигуры, а потом — фигуры поменьше. Зачем? Ребенку придется в прописях повторять рисунок, значит, нужна предварительная тренировка. Если не получаются кружочки, упражняйте ребенка в заведении юлы то правой, то левой рукой.
Учите ребенка также закрашивать рисунки акварелью так, чтобы кисточка оставляла на бумаге тоненькую полоску. К тому же, закрашивать необходимо кончиком кисточки, не прижимая ее к листу. Так рука и глаз приучаются работать вместе.
А сейчас — кое-что о левой руке...
У тех, кто пишет правой рукой, она большей частью бездействует. И в том, что дети работают лишь правой рукой, нет ничего хорошего. Со временем может искривиться позвоночник. Обе руки должны быть на столе: вне зависимости от того, кто пишет. Но эта поза для ребенка не является естественной. Как с этим быть? Необходимо научить мальчиков и девочек набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоть и терпение.
А еще — о пальчиках...
Они у малышей такие непослушные! Их также можно тренировать с помощью спиц, а можно лепить из пластилина или из глины бублички, гирлянды, выдавливать пальчиками фигурки...
Что касается чтения, то, во-первых, не настаивайте на том, чтобы ребенок выучил наизусть азбуку, — к сожалению, некоторые родители это требуют.
Не читайте по нескольку раз одно и то же. Учите детей всем буквам сразу, выбирайте книжечки с коротенькими текстами. Можно написать разные слова на бумаге для заметок с клеевой основой, прикрепить их на разных предметах в комнате и учить ребенка их распознавать. После этого читайте текст вместе с ребенком.
По поводу математики необходимо заметить, что развитию сообразительности, наблюдательности, умения логически мыслить способствует решение различных кроссвордов, ребусов, которые Вы можете найти в детских журналах, специальной литературе, на детских страницах взрослых изданий. Используйте задачи на нахождение отличий и общего на рисунках — это позволит лучше усвоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов, к тому же, придаст целостности восприятию математики и языка...
Не запрещайте играть девочкам с куклами, а мальчикам — с игрушечными автомобилями. Играя, они лучше усваивают счет, учатся понимать суть задачи Все родители желают, чтобы их ребенок был самым лучшим. И учитель в 1 классе убеждает их, что именно таким он и будет, если родители будут дружить со школой, участвовать в ее делах, помогать жить интересами ребенка. Это сложно, но нужно. Не стыдитесь приходить в школу. Лишь добрая и постоянная помощь детям, терпение и настойчивость приводят к желанным результатам.
Особого внимания также заслуживает сентябрьское родительское собрание, о котором речь пойдет ниже.
Сентябрьское собрание и выборы родительского комитета. В сентябре на первом в учебном году родительском собрании, необходимо избрать родительский комитет. Кандидатуры будущих членов родительского актива нужно тщательно обдумать, провести беседы с кандидатами. Членами родительского комитета могут быть люди, которые успешно воспитывают собственных детей, — иначе они не будут пользоваться авторитетом среди остальных родителей.
Необходимо помнить, что выборы актива без предыдущего отбора кандидатов приводят к тому, что в его состав попадают случайные люди, которые лишь на бумаге являются членами актива, но не проводят надлежащей работы.
Очень важно подобрать состав родительского актива так, чтобы и него входили не только мамы, но и папы. Это очень важно для индивидуализации воспитательной работы с девочками и мальчиками, для проведения целого ряда внеклассных мероприятий.
Кандидатуры членов родительского комитета нужно предложить на рассмотрение родительскому собранию, мотивируя, почему выбор пал именно на них. Если собрание решило заменить кого-нибудь в составе актива, необходимо прислушаться к этому мнению.
Чтобы родители стали настоящими помощниками школы, необходимо с самого начала учебного года привлекать их к решению тех воспитательных задач, которые поставлены на учебный год. Педагог к первому собранию должен подготовить сообщение, в котором необходимо осветить основные направления в работе школы, важнейшие мероприятия воспитательного характера на год, и на этом фоне четко определить, чего школа ждет от семьи, в какой помощи нуждается , и на что просит обратить особое внимание. Это важно еще и потому, что родители будут знать, чем живет их ребенок в школе, чего хочет достичь педагог и коллектив класса. На этом же собрании полезно напомнить родителям о распорядке дня школьника данной возрастной группы. Родительский комитет класса распорядок дня должен иметь на руках. Он понадобится им для инди-видуальной работы с родителями.
Начиная с первого собрания, учитель должен определить заранее время для индивидуальных консультаций с родителями, что необходимо довести до их сведения. Эти консультации должны быть действительно индивидуальными и такими, которые основываются на доверии. Они сближают учителя с родителями, облегчают воспитательную работу с детьми.
Дальнейший график проведения родительских собраний составляется из расчета дважды в полугодие. Исключение может составлять второе полугодие, в течение которого можно провести три встречи с родителями. Гарантией успешности такой работы с родителями как родительские собрания, кроме изложенных выше факторов, является разнообразие форм и методов психолого-педагогического сопровождения, которые применяются для их подготовки и проведения: тренинги, деловые игры, дискуссии, лекции, научно-практические семинары, консилиумы.
Избирая форму работы в этом направлении, важно учесть КПД разных способов подачи информации. Значительного эффекта, например, можно достичь, привлекая к участию в работе собраний всех родителей, объединяя лекцию с деловой игрой, а во время проведения бинарных лекций, которые готовятся и проводятся несколькими специалистами (психологом и педагогом, врачом и педагогом, педагогом и библиотекарем), родители имеют возможность сравнить позиции разных специалистов и определить свое отношение к проблеме, которая рассматривается.
Довольно популярными также являются общее собрание родителей и детей, собрание с использованием социокультурного опыта и т. д.
Такие собрания имеют определенную структуру: теория вопроса, который рассматривается, решение проблемных ситуаций (надуманных или конкретных) в группах или в парах, анонимный анализ результатов диагностических исследований детей (общих или индивидуальных в зависимости от цели собрания), практические советы родителям в соответствии с темой собрания, проведение анкетирования и тестирования родителей, разные формы рефлексии.
С позиции стратегической цели работы с родителями перед педагогом стоит задача формирования у родителей готовности и способности ощущать себя воспитателем, носителем определенной культуры и социального опыта, который они обязаны передать детям. Во время организации такого взаимодействия учитель стремится на родительском собрании и в других видах сотрудничества вооружить родителей доступными для них методиками и формами работы с детьми в семье.
|