1 класс
«Гусь» А. Тамбиев
Дикий серый гусь – умная и осторожная птица.
К тому же [рыба, птица, пчела] сильная. Может, обороняясь, наносить мощные удары крыльями. Прилетают [утки, гуси, грачи] к нам весной и улетают осенью, обычно выстраиваясь высоко в небе клином.
Люди, заслышав их спокойное гоготаньеобычно долго провожают их глазами – гуси [поползли, полетели]! Живут [утки, гуси, грачи]
в речных поймах, на озёрах, болотах, в густых зарослях тростника и камыша. От [коричневого,серого, чёрного] гуся пошли все породы домашних [гусей, уток, грачей].
|
7
17
28
36
45
53
65
75
77
|
Вопросы:
- О ком рассказывается в тексте?
- Какой птицей автор называет дикого северного гуся?
- К каким птицам можно отнести дикого гуся? К перелётным или зимующим? Найди подтверждение в тексте.
- Прочитай предложение, в котором рассказывается, как защищается гусь от врагов.
- Какие звуки издаёт гусь?
- Расскажи, где живут дикие гуси?
- Кто является предком домашнего гуся?
- Видел ли ты дикого гуся и домашнего? Как ты думаешь, чем они отличаются друг от друга? Чем отличается их образ жизни?
- Нарисуй дикого гуся и расскажи о нём, используя слова и предложения из текста.
2 класс
«Петушок с семьей» Ушинский К. Д.
Ходит по двору Петя-петушок: на голове — гребешок, под носом — красная бородка. Нос у[Вани, Пети, Никиты] долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами [Ваня, Петя, Никита] кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: — [Уточки, Гусыни,Курочки]-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие! Собирайтесь с [котятами, цыплятками, утятами], с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!
[Уточки, Гусыни, Курочки] с цыплятами собрались, раскудахталися; [зёрнышком, кашей, репой] не поделились — передралися.
[Ваня, Петя, Никита]- петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам [кашу, зёрнышко, репу]съел,
на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:
— «Ку-ка-ре-ку!»
|
10
21
32
40
46
54
59
66
72
81
93
102
103
|
Вопросы:
- Как ты думаешь, это рассказ или сказка? Обоснуй своё мнение.
- Перечитай текст и подчеркни непонятные слова. Узнай их смысл из словаря, попытайся догадаться сам или спроси у одноклассников и взрослых.
- Найди в тексте сравнения. Как они помогают так ярко изобразить автору петушка?
- Подбери к слову «плетень» однокоренные слова и объясни значение слова.
- Нарисуй петушка сначала словами, потом карандашами или красками.
- Опиши курочек, используя слова из текста.
- Как петушок разрешил спор курочек? Почему он съел зёрнышко сам?
- Подумай, как другим способом можно было примирить курочек? Расскажи.
- Объясни как ты понимаешь фразу: «семью помирил: ту за хохол, того за вихор…»
- Разыграйте с одноклассниками прочитанную историю.
3 класс
«Воробей» И.С.Тургенев
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.Моя собака Трезор бежала впереди меня.Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
[Я, мы, они] глянул вдоль [аллеи, улицы, забора] - и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом - на голове. Ветер сильно качал березы [парка, аллеи, сквера] и он упал из гнезда. [Воробей, зяблик, скворец] сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя [корова, собака, лошадь] медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти [Бобика, Трезора, Жулика].
Он кинулся спасать, [оно, она, он] заслонил собою свое детище ... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип,
он замирал, [оно, она, он] жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться [корова, лошадь, собака]! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой [Бобик, Трезор, Жулик] остановился, попятился... Видно, и он признал эту [силу, смелость, ловкость].
Я поспешил отозвать своего смущенного пса и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. [Я, мы, они] благоговел перед той маленькой, героической [бабочкой, птицей, кошкой], перед любовным ее порывом.
"Любовь, - думал я,- сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только [лаской, любовью, нежностью] держится и движется жизнь."
|
13
15
19
30
42
53
60
61
70
78
88
99
104
115
126
133
141
153
162
171
176
185
195
103
113
120
|
Вопросы:
- Какие чувства испытал ты в момент чтения рассказа?
- От чьего лица ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?
- Найди в тексте описание старого воробья и прочитай.
- Какие чувства испытывает главный герой? Какими словами автор передает страх старого воробья?
- Охарактеризуй старого воробья по его поступку?
- Расскажи, как старый воробей защищал своего птенца.
- Объясни, как ты понимаешь выражение «камнем упал». Почему Тургенев употребляет именно это выражение в тексте?
- Как относится автор к герою? Как ты понимаешь слова автора: «Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом». Объясни свой ответ.
- Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.
- Прочитай пословицы. Выбери пословицы, которые подходят к произведению. Объясни их смысл.
Смелость города берёт.
Смелый приступ – половина победы.
Терпенье и труд все перетрут.
- Подумай, как по-другому можно озаглавить этот рассказ? Объясни свой выбор.
- Нарисуй иллюстрацию к этому рассказу.
- Подготовься к пересказу.
|