В настоящее время большинство детей приходят в школу из детских садов, где в старших и подготовительных группах еженедельно проводятся специальные занятия по родному языку. В первых классах школы специальных занятий по развитию речи не предусмотрено. Работа в аспекте развития речи проводится «попутно» в связи с изучением материала основной программы и, конечно, предполагает определенный его отбор и методическую интерпретацию.
Цель данной статьи — изложить некоторые методические рекомендации и приемы работы над звуковой культурой речи детей в течение первого года обучения их в школе.
Естественно, у шести- семилетних детей, пришедших в школу, необходимо развивать и совершенствовать устную форму речи, частью которой является работа над звуковой стороной речи, элементами звуковой культуры речи. Полноценное общение становится возможным при наличии развитого фонематического слуха, составным элементом и очень важным условием развития которого является двигательная реализация заданного акустического эталона.
«Речь — двусторонний процесс: я должен воспроизвести те же речевые звуки, какие находятся в составе слов, принятых мною от другого человека. Иначе общение было бы невозможно. Но я могу воспроизвести только те звуки, которые различает мой слух. Таким образом, слух становится контролером речедвижений. Но так как в результате речедвижений получаются тоже звуки, то сравнение заданного со стороны звука и воспроизведенного обучающимся позволяет улучшать и речедвижения и собственный фонематический слух»,— разъяснял Н. И. Жинкин (Ж и н к и н Н. И. Психологические основы развития речи ).
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Это закон природы. Научиться соблюдать его — задача каждого человека.
Приемы работы над звуковой культурой речи в I классе предполагают тесную связь и преемственность с детским садом. Все разделы работы взаимосвязаны, за основу систематического и последовательного проведения ее берется работа над «живым звуком слова».
Работа над звуковой культурой речи осуществляется в основном на уроках чтения и письма в период обучения грамоте, а также во внеурочное время, при этом учитываются возможности межпредметных связей.
На данном этапе работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, потешек, считалок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, рассказов, игровых сценок, сопровождаемых движениями или без них, в соответствии с программным содержанием занятий по родному языку. Эта работа органично связана с звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, строится на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывания сказок, пересказов, чтения слогов, слов, предложений.
Вне занятий работу над звуковой культурой речи можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей в школу и перед уходом их домой.
С детьми, которые по какой-либо причине не усваивают программный материал или усваивают его плохо, необходимо проводить дополнительную работу, организовывать как индивидуальные, так и групповые занятия (например, объединять в одну группу детей, не усвоивших какой-либо звук).
Большая часть упражнений носит игровой характер. Приведем примеры игр-упражнений для отработки правильного произношения звуков.
Игра-звукоподражание «Угадай, кто (что) это?» Учитель произносит различные звукоподражания. Дети отвечают: кто это? или что это? Например, учитель подражает гудку паровоза (произносит протяжно у-ууу—), мычанию коровы (мууу...), шуршанию листьев (шу-шу-шу), падающим каплям дождя, звону блюдец (дзинъ-дзинъ), и т. д. Затем игра повторяется, учитель показывает, потом просит произносить звуки так, будто воображаемый предмет находится то близко (говорить надо умеренным, нормальным голосом), то удаляется (говорить надо, постепенно снижая громкость и затихая). Особенно легко представить детям стук колес поезда, который отходит от станции медленно, потом набирает ход все быстрее и быстрее, лошадь, на которой скачет всадник.
Игра «Позовем животных». Учитель показывает картинки, на которых изображены животные, или игрушки животных и предлагает подозвать этих животных. Дети подзывают животных, произносят междометия или клички животных, например: кошку — кис- кис-кис, цыпленка — цып-цып-цып.
Это упражнение способствует выработке у детей четких движений органов артикуляционного аппарата. Одновременно учащиеся отрабатывают умение менять громкость голоса, длительность ротового выдоха.
Игра «Ветер». Учитель предлагает детям послушать, как гудит легкий ветерок (произносит тихо звук [в]: ввв...). Затем все вместе произносят и слушают, как гудит сильный ветер (усиливают громкость произнесения — ввв...). После этого по указанию учителя дети изменяют громкость голоса, подражают попеременно гудению легкого ветерка и сильного ветра. Потом на одном выдохе показывают, как гудит легкий ветерок. При этом важно отрабатывать произношение на одном выдохе без дополнительного набора воздуха.
От звукоподражаний учитель поведет учеников к звукопроизнесению, сочетая его с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.
Подобные игры-упражнения можно расширить в зависимости от того, какие звуки вызывают затруднения в произношении детей.
Преодолев трудности в произнесении отдельных звуков, дети переходят к произнесению слогов и слов, в которых определяют место звука. Закрепление звуков будет продолжено и в речи, где также надо добиться четкого, выразительного, достаточно громкого произнесения.
Игра «Скажи о картинке (или о предмете)». Детям раздаются картинки с изображением предметов, сами предметы, игрушки, в названии которых имеется какой-либо звук, например звук [ж]. Каждый ученик что-нибудь рассказывает о своей картинке, предмете, игрушке. Так, о картинке, на которой нарисован жук, дети говорят: «Жук жужжит», о картинке, где изображено катание на лыжах: «Женя катается на лыжах».
Известно, что дети любят рифмованные строчки. Там, где это возможно и уместно, для развития звуковой культуры речи учите; активно вводит в урок рифмованные чист! говорки, скороговорки, стихотворения, з гадки. Вот примеры таких упражнений.
Чистоговорки Жи-жи-жи — живут в лесу ежи.
Жа-жа-жа — я нашёл ежа.
Жу-жу-жу — молоко даю ежу.
Скороговорки У ежа ежата, у ужа ужата.
Все скороговорки можно «разыграть»: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования. Произносить группами, парами, весело, бодро спрашивая, радостно, удивленно отвечая.
Соединить скороговорку с игрой, с движением полезно для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма, создания у детей радостного настроения.
Продолжим примеры игр-скороговорок.
Игра «Барабанщик». Текст используется для отработки четкости артикуляции взрывных согласных п-б. Воздушная струя взрывает губы, поэтому необходимо тренировать связь губ с дыханием. Учитель рассказывает и показывает: «Представьте себе, что вы играете на барабане. Ваши палочки (руки со свободными кистями) легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове. Не бейте сильно по барабану. Рука легко отскакивает, кисть руки свободная, ударные гласные летят свободно, весело. Будем маршировать, произнося текст, четко выговаривая согласный звук [р]:
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов
Била Била
(И. С е л ь в и н с к и й.)
Игра «Растеряха». «Произнесем скороговорку то медленно, то быстро. Надо оправдать такое произнесение. Каким образом? Представьте себе, что вы «вороны», летите и «каркаете», пугая птиц: