Вторник, 14.05.2024, 03:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Елена Юрьевна Чернобай МБОУ №39 Симферополь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Работа над звуковой культурой речи первоклассников

 

 

В настоящее время большинство детей приходят в школу из детских садов, где в старших и подго­товительных группах еженедельно проводят­ся специальные занятия по родному языку. В первых классах школы специальных заня­тий по развитию речи не предусмотрено. Работа в аспекте развития речи проводится «попутно» в связи с изучением материала основной программы и, конечно, предпола­гает определенный его отбор и методиче­скую интерпретацию.

Цель данной статьи — изложить некото­рые методические рекомендации и приемы работы над звуковой культурой речи детей в течение первого го­да обучения их в школе.

Естественно, у шести- семилетних детей, при­шедших в школу, необходимо развивать и совершенствовать устную форму речи, частью которой является работа над звуковой сторо­ной речи, элементами звуковой культуры речи. Полноценное общение становится воз­можным при наличии развитого фонемати­ческого слуха, составным элементом и очень важным условием развития которого являет­ся двигательная реализация заданного аку­стического эталона.

«Речь — двусторонний процесс: я должен воспроизвести те же рече­вые звуки, какие находятся в составе слов, принятых мною от другого человека. Иначе общение было бы невозможно. Но я могу воспроизвести только те звуки, которые раз­личает мой слух. Таким образом, слух ста­новится контролером речедвижений. Но так как в результате речедвижений получаются тоже звуки, то сравнение заданного со сто­роны звука и воспроизведенного обучаю­щимся позволяет улучшать и речедвижения и собственный фонематический слух»,— разъяснял Н. И. Жинкин (Ж и н к и н Н. И. Психологические основы развития речи ).

Голос и речь даны человеку для выраже­ния мыслей и чувств. Это закон природы. Научиться соблюдать его — задача каждого человека.

Приемы работы над звуковой культурой речи в I классе предполагают тесную связь и преем­ственность с детским садом. Все разделы работы взаимосвязаны, за основу системати­ческого и последовательного проведения ее берется работа над «живым звуком слова».

Работа над звуковой культурой речи осу­ществляется в основном на уроках чтения и письма в период обучения грамоте, а также во внеурочное время, при этом учитываются возможности межпредметных связей.

На данном этапе работа проводится с ис­пользованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материа­ла: чистоговорок, скороговорок, потешек, считалок, стихов, загадок, пословиц, погово­рок, рассказов, игровых сценок, сопровождае­мых движениями или без них, в соответствии с программным содержанием занятий по род­ному языку. Эта работа органично связана с звуковым аналитико-синтетическим мето­дом обучения грамоте, строится на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывания сказок, пере­сказов, чтения слогов, слов, предложений.

Вне занятий работу над звуковой культурой речи можно организовать на утренней рече­вой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей в школу и перед уходом их домой.

С детьми, которые по какой-либо причине не усваивают программный материал или усваивают его плохо, необходимо проводить дополнительную работу, организовывать как индивидуальные, так и групповые занятия (например, объединять в одну группу детей, не усвоивших какой-либо звук).

Большая часть упражнений носит игровой характер. Приведем примеры игр-упражнений для от­работки правильного произношения звуков.

Игра-звукоподражание «Угадай, кто (что) это?» Учитель произносит различные звуко­подражания. Дети отвечают: кто это? или что это? Например, учитель подражает гудку па­ровоза (произносит протяжно у-ууу—), мыча­нию коровы (мууу...), шуршанию листьев (шу-шу-шу), падающим каплям дождя, звону блюдец (дзинъ-дзинъ), и т. д. Затем игра повторяется, учитель показы­вает, потом просит произносить звуки так, будто воображаемый предмет находится то близко (говорить надо умеренным, нормаль­ным голосом), то удаляется (говорить надо, постепенно снижая громкость и затихая). Особенно легко представить детям стук колес поезда, который отходит от станции медлен­но, потом набирает ход все быстрее и быст­рее, лошадь, на которой скачет всадник.

Игра «Позовем животных». Учитель пока­зывает картинки, на которых изображены животные, или игрушки животных и предла­гает подозвать этих животных. Дети подзы­вают животных, произносят междометия или клички животных, например: кошку — кис- кис-кис, цыпленка — цып-цып-цып.

Это упражнение способствует выработке у детей четких движений органов артикуля­ционного аппарата. Одновременно учащиеся отрабатывают умение менять громкость голо­са, длительность ротового выдоха.

Игра «Ветер». Учитель предлагает детям послушать, как гудит легкий ветерок (произ­носит тихо звук [в]: ввв...). Затем все вместе произносят и слушают, как гудит сильный ве­тер (усиливают громкость произнесения — ввв...). После этого по указанию учителя дети изменяют громкость голоса, подражают по­переменно гудению легкого ветерка и силь­ного ветра. Потом на одном выдохе пока­зывают, как гудит легкий ветерок. При этом важно отрабатывать произношение на одном выдохе без дополнительного набора воздуха.

От звукоподражаний учитель поведет уче­ников к звукопроизнесению, сочетая его с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

Подобные игры-упражнения можно рас­ширить в зависимости от того, какие звуки вызывают затруднения в произношении де­тей.

Преодолев трудности в произнесении от­дельных звуков, дети переходят к произ­несению слогов и слов, в которых опреде­ляют место звука. Закрепление звуков будет продолжено и в речи, где также надо до­биться четкого, выразительного, достаточно громкого произнесения.

Игра «Скажи о картинке (или о предме­те)». Детям раздаются картинки с изобра­жением предметов, сами предметы, игрушки, в названии которых имеется какой-либо звук, например звук [ж]. Каждый ученик что-ни­будь рассказывает о своей картинке, пред­мете, игрушке. Так, о картинке, на которой нарисован жук, дети говорят: «Жук жуж­жит», о картинке, где изображено катание на лыжах: «Женя катается на лыжах».

Известно, что дети любят рифмованные строчки. Там, где это возможно и уместно, для развития звуковой культуры речи учите; активно вводит в урок рифмованные чист! говорки, скороговорки, стихотворения, з гадки. Вот примеры таких упражнений.

Чистоговорки Жи-жи-жиживут в лесу ежи.

Жа-жа-жая нашёл ежа.

Жу-жу-жумолоко даю ежу.

Скороговорки У ежа ежата, у ужа ужата.

Все скороговорки можно «разыграть»: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования. Произносить группа­ми, парами, весело, бодро спрашивая, радост­но, удивленно отвечая.

Соединить скороговорку с игрой, с движе­нием полезно для отработки чистоты произ­несения звуков, для отработки дыхания, чув­ства ритма, создания у детей радостного настроения.

Продолжим примеры игр-скороговорок.

Игра «Барабанщик». Текст используется для отработки четкости артикуляции взрыв­ных согласных п-б. Воздушная струя взры­вает губы, поэтому необходимо тренировать связь губ с дыханием. Учитель рассказы­вает и показывает: «Представьте себе, что вы играете на барабане. Ваши палочки (руки со свободными кистями) легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове. Не бейте сильно по барабану. Рука легко отскакивает, кисть руки свободная, ударные гласные летят свободно, весело. Будем маршировать, произ­нося текст, четко выговаривая согласный звук [р]:

Пара барабанов, Пара барабанов,

Пара барабанов, Пара барабанов,

Пара барабанов Пара барабанов

Била Била

  • Бой.

(И. С е л ь в и н с к и й.)

Игра «Растеряха». «Произнесем скорого­ворку то медленно, то быстро. Надо оправ­дать такое произнесение. Каким образом? Представьте себе, что вы «вороны», летите и «каркаете», пугая птиц:

 

В огоррроде огорррошены-

Ррастерррял горррох горррошины.

Огорррод не огорррожен

Не разыщете горррошин.

 

(Г. Усач.)

Вот вы уже «сороки-сплетницы». Влетели и выпалили слова чистоговорки! Слова сып­лются «горохом» — часто-часто!

Игра «Команды». «Представьте себе, что вы командиры. Легко, без напряжения коман­дуйте группе: «Налее-во! Напраа-во! Круу- гом! Шагом-арш! Раз-два! Раз-два!».

 

Кто там шагает правой?

Левой!

Левой!

Левой!

(В. Маяковский.)

 

Включение маршевой музыки или поход­ной песни усилит интерес детей к данному упражнению, ритм марша возбуждает орга­низм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Ходьба на­страивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений.

Игра «Свинки». «Поиграем и в такую игру,— предлагает учитель.— Вы — веселые, шаловливые «свинки» — принялись печатать на машинке и приговариваете в такт ударов:

 

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Т уки-туки-туки-тук!

Т уки-туки-туки-тук!

И посту-кивают

И похрю-кивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

 

(К. Чуковский.)

Движение кисти руки легкое. Кисть быстро отскакивает от воображаемой машинки вме­сте со звуком на ударных гласных. Говорите в ритме стиха.

Сначала темп речи не быстрый, а затем все шаловливее, все быстрее печатайте и говорите. Старайтесь договаривать слова: тук, хрюк, постукивают, похрюкивают». Уп­ражнение можно повторить.

Работа по произношению, проводимая с группой учащихся и индивидуально, сопро­вождаемая движениями, способствует моти­вировке произнесения речевого материала в разном темпе, ритме, с разной интонацией. Воображаемые обстоятельства (ситуации), обращение к конкретному лицу с целью воз­действовать на него, согласно намерению, подсказать, рассказать, ободрить, пожурить также способствуют повышению интереса детей.

Творческая мысль учителя позволит интер­претировать и варьировать предложенные уп­ражнения, дополнить и развить их. Основное условие для занятий по звуковой культуре речи — систематичность, они необходимы на протяжении всего периода школьного обуче­ния.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры, требует особого подхода, специальных приемов.

Работу учителя над звуковой культурой ре­чи не следует отождествлять с работой логопеда по исправлению недостатков произ­ношения звуков, потому что формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: alena0374 (10.09.2017)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024