Вторник, 14.05.2024, 23:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Елена Юрьевна Чернобай МБОУ №39 Симферополь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников

     Все дети любят читать и слушать чтение.Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих — трудная математика,русский язык с его упражнениями,для других —физкультура,рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения.Причина: дети любят труд настоящий,работу. Они еще не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение,крепит чувство собственного достоинства,самоуважение.

       Всегда и все заняты работой на любимом уроке.Этого не скажешь об уроке чтения.Присмотримся:один читает вслух — остальные без чувства ответственности слушают уже знакомый текст.Нет этого чувства и при чтении про себя: задание легкое или,если потруднее,без конкретных указаний к правильной организации умственного труда для его выполнения.С пересказом выступят в лучшем случае2—3 ученика. В беседе учитель,признаемся,опирается чаще на самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно организуют труд ученика.

       Очень часто на уроках чтения бывает скучно. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьезной,напряженной работе мысли и чувства,следовательно,не приносит удовлетворения.У школьника нет осознания своего роста.

           Пересматривая нашу методику чтения в свете современных задач, приходишь к выводу, главное направление— это обучение деятельным отношениям с произведением.Каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению.

             В условиях четырехлетнего начального обучения для решения этой задачи есть большие возможности.И то, что дети рано начинают серьезную учебную работу,рождает у них уважительное отношение к книге, желание"овладеть"ею. Это отношение к чтению закрепляется и тем материалом для работы над текстом, который дан в "Букваре":маленькие рассказы всегда можно использовать для полезных упражнений и содержательных бесед. Частичное обновление и обогащение"Книги по чтению"также подсказывает учителю новые возможности для совершенствования уроков, наполняя каждый из них организованным учебным трудом всех учащихся.Как можно организовать общение читателей с книгой для этого необходимо проводить интересные уроки.

            Интерес –это форма проявления познавательных потребностей учащихся,обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентированному ознакомлению с новыми фактами более полному и глубокому отражению действительности.

    Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности,приобретению знаний, к науке.Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания:ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний.В эту область человек стремится проникнуть,чтобы изучить,овладеть ее ценностями.В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного,а может быть,и ряда учебных предметов. В тоже, время познавательный интерес глубоко личностное образования не сводима к отдельным свойствам и проявлениям.Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов.Опираясь на интерес учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности,эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьников.Именно интерес и комплекс связанных с ним состоянии личности и образуют внутреннюю среду человека,ученика, столь необходимою для полноценного учения. Особенность интереса в том,что он отражает единство объективного и субъективного.Таким образом,формируя познавательный интерес учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач,которые ставиться обучением. В учебных процессах он выступает в различных выражениях.

           Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения,насыщая свою деятельность приемами,пробуждающим непосредственно интерес учащихся.Познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащихся, и в этой роли его невозможно переоценить.Связи с этим интерес определяется как эмоционально познавательное отношение.Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности.Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания,поднимаются на уровень духовной потребности,когда они включаются общею систему мотивов.

Сформировать интерес к чтению— значит, прежде всего обеспечить хорошую сформированности самого умения читать. Как известно, в процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны техническую,т. е. скорость,правильность и качество озвучивания букв, и смысловую,т. е. понимание содержания прочитанного.Применительно к акту чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур. В соответствии с ним вышеназванные традиционно выделяемые стороны акта чтения скорость,темп, и понимание могут рассматриваться как функции вышележащих уровней соответствующих когнитивных структур.

      Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными,так как педагогическая практика показывает,что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно.Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией,требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.

Кроме того, формирование интереса к чтению у учащихся следует рассматривать не как отдельную,самостоятельную решаемую психолога- педагогическую задачу. Интерес к чтению — это оборотная,познавательно-эмоциональная сторона его технико-смысловой составляющей,он прямо и непосредственно зависит от степени сформированности последней

Недостатки процесса чтения могут быть обусловлены дефектностью формирования любого уровня обеспечивающих его психологических когнитивных структур, однако в педагогической практике при объяснении причин низкого качества чтения до сих пор не просто недооценивают вклад нижележащих уровней когнитивных структур в осуществление акта чтения,но даже и не принимают их во внимание при организации педагогических коррекционных воздействий.

В связи с этим даются рекомендации,являющиеся на деле малоэффективными:если ученик медленно читает и нечетко произносит звуки, советуют читать больше,добиваясь нужной скорости и качества прочтения; если плохо понимает прочитанное содержание,то рекомендуют ученику делать соответствующие умственные усилия.

          Однако еще в начале прошлого века отечественный психолог А. П.Нечаев ясно и определенно указывал, что способность к осмысленному чтению с необходимостью предполагает наличие определенного уровня душевного развития ребенка:процессов восприятия,речи,мышления,воображения,понимания,догадливости.Более того, он высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения,но и подорвав веру ребенка в собственные силы. Поэтому А. П. Нечаев считал необходимым,прежде чем обучать детей чтению, выяснить,достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы.

        Для детей необходимо предварительно,до обучения их чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений,стимулирующую их психологическое развитие. Какие же упражнения,и на каких уроках следует, по мнению А. П. Нечаева,выполнять с детьми для обеспечения необходимого и достаточного уровня их общего развития и каким образом эти упражнения подготавливают детей к успешному овладению чтением?

          Наиболее важными для этой цели А. П.Нечаев считал занятия природоведением,в ходе которых дети учатся воспринимать окружающее,знакомятся с его свойствами,пытаются судить о них, строить разнообразные предположения.Одновременно с этим у детей развивается речь, так как им приходится связывать с воспринимаемыми явлениями их названия, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли. Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения,суждений и восприятия,чему способствует показывание разных предметов и картин, рассказывание детям сказок,беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях,предложение изложить и оценить это.В плане подготовки к овладению не только письмом,но и чтением большое значение имеют занятия рисованием.

        Срисовывание с натуры или воспроизведение каких-либо предметов по памяти позволяет углубить восприятие,суждения,соображение,что и составляет основу процесса чтения.

             Наконец,для успешного овладения грамотой, в том числе и чтением,важная роль,по мысли А. П.Нечаева, принадлежит подвижным играм и другим физическим упражнениям,заставляющим детей преодолевать инертность своего внимания,менять его направление в зависимости от изменяющихся обстоятельств,но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями.

          Рассматривая рекомендации А. П. Нечаева о содержании подготовки детей к чтению с точки зрения наших представлений о психологических причинах разного рода трудностей,возникающих у детей при овладении чтением мы находим, что они не только согласуются друг с другом,но и могут рассматриваться в контексте психопрофилактики возможных в будущем трудностей при овладении чтением, поскольку именно эти рекомендуемые   Нечаевым упражнения и позволяют заложить психологическую основу сложнейшего умения — умения читать: в самом деле, наблюдения за природной этой наиболее доступной для понимания ребенком шести-семи лет сферой окружающей действительности,создают благоприятные условия для развития восприятия.

 

       Произведения М. Пришвина на уроках чтения

 как средство развития познавательного интереса

      При подготовке к свободному пересказу рассказа М.Пришвина "Ребята и утята" выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей.Прохожий пристыдил мальчиков.Ребята с радостью возвратили матери ее детей.Все пожелали семейке счастливого пути.

     Вдумчивость чтения в этой работе можно повысить, предложив ученикам самим задать вопрос к содержанию отрывка. Мне приходилось слышать от учащихся трехлетней школы такие вопросы: "Почему утка повела их длинной дорогой? Почему ребята послушались чужого человека?Почему пожелание"счастливого пути" было очень нужным?" В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к писателю,постепенно накапливая материал для пересказа.Пересказы лучше проводить по частям: по выбору учеником понравившейся части рассказа с опорой на основную мысль выбранной части.

     Это упражнение— лишь одно из весьма перспективных для подготовки к будущим занятиям по учебным книгам и для внеклассного чтения научно-популярной литературы.

     Однако не следует применять это упражнение(оно имеет тренировочный характер) при чтении произведений динамичным сюжетом. Нельзя искусственно тормозить живой интерес читателя,напряженно следящего за развитием событий, за судьбой героя.Чтение рассказов с сильной эмоциональной окраской, вызывающих у читателей глубокие нравственные переживания,также должно давать целостное восприятие,не нарушаемое ничем до проведения обмена мыслями и чувствами в коллективном обсуждении.

      Хочу привлечь внимание учителя еще к одному виду учебного труда,пока еще мало практикуемому,— обучать детей ставить в связи с прочитанным свои вопросы учителю, товарищам,себе.

      В учебнике вопросы и задания даны без системы,использовать их подряд нельзя.Выборку их делает учитель.Но желательно обучать детей со II класса пользоваться ими. Уже на с.4 дети находят добавление к стихотворению,напечатанное иным шрифтом. "Как вы догадались,что это вопросы?Эти вопросы для вас, ребята.Можем ли мы ответить на вопрос, не прочитав стихотворение?Значит, будем читать, чтобы найти ответ",— говорит учитель.С 5 лет дети встречаются уже и с заданием,и короткая беседа убеждает детей в необходимости работать по учебнику. Они приучаются не бездумно пользоваться этим разделом,а относиться к нему взыскательно.

       Если встречаются вопросы для глубокого анализа содержания,мы коллективно решаем, когда можно их выяснить,какая подготовка потребуется.

      В зависимости от развития учащихся и от характера произведения учитель найдет еще немало возможностей активизировать вдумчивое чтение. Однако такая практика не должна допускать вопросы "вымученные", "пустопорожние":вопрос ученика полезен только как проявление потребности что-то для себя выяснить. Будем пресекать нездоровые стремления"выскочить",но, с другой стороны, поощрять искренний и нужный вопрос и наглядно использовать его в классе.

       Для организации учебного труда во II—IVклассах полезно иногда обращаться к методическому аппарату учебника.Вопросы и задания в нем предназначены для ученика,в первую очередь,для самостоятельного их применения:одни вопросы и задания для первичного осмысления сюжета, для самопроверки,другие имеют аналитико-синтетическую направленность и ведут к выявлению идейного смысла.Задания предполагают самостоятельную работу над текстом или речевую деятельность учащихся.Приучаются дети и вдумчиво относиться к заданиям учебника, к какому

готовиться отдельно, что сделать лучше сообща, вместе составляя измененный план или проводя анализ языка.

     К рассказу можно детям предложить несколько заданий: нарисовать картинки, рассказать о прочитанном и т. п. Показать примеры, что в организацию деятельности при чтении умение детей пользоваться учебником также вносит осмысленность и разнообразие.

     Заинтересованность детей в каждом рабочем моменте зависит, в первую очередь, от ясности поставленных перед уроком целей и, следовательно,от рационального выбора занятий для их достижения.Обычно урок имеет две основные цели.

            Первая и важнейшая— продвижение детей на пути нравственного развития.

              Вторая— усвоение ими приемов работы с книгой и образование определенных навыков. Работа над умениями и навыками практически бесконечна.Но, выполняя программные требования,мы для каждого урока ставим на первый план скромную, ясную цель: усовершенствовать умение делить текст; познакомить с приемами подготовки сжатого пересказа;обучить нахождению доказательств выделенной мысли; повысить качество определенного вида речевой деятельности и т. д. В этой работе возможна последовательность и преемственность.

          В реализации задач первого ряда мы не можем выдержать такую целостность:слишком разнообразен материал чтения.И хотя тематические разделы определяет общность познавательного содержания и воспитательную направленность,различие конкретных тем, жанров,стилевые особенности,сила творческой индивидуальности писателя диктуют учителю необходимость определять для каждого урока свою воспитательную цель. Правильность и четкость поставленных целей определяют и выбор наиболее существенных для данного урока видов занятий и степень самостоятельности детей в работе

           Из выше написанного,можно сделать заключение,что формирование у младших школьников познавательного интереса к чтению через произведения М. Пришвина играет большую воспитательную роль и принесет больше плодов,если оно вызывает и понимание у самих учащихся.

          Если книги,предлагаемые учителем для совместного освоения в классе или самостоятельной работы дома,способны привлечь ребят, разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником,желании во что бы то ни стало научиться слышать и понимать именно его. В таком случае юные читатели будут готовы к неформальному,осознанному и необходимому им самостоятельному чтению – общению.

        Моральный долг учителя– не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственные качества, но и ограждать малышей по возможности от тех переживаний и трудностей,которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно,и которые отрицательно влияют на формирование их личности,ломают, ожесточают их души, убивают веру в силу доброго поступка,слова, в высшую справедливость.И нет более точного способа определить характер внутреннего состояния ребенка, чем регулярное,пристальное наблюдение учителя за воспитанниками в процессе их работы над литературными произведениями.Когда дети непроизвольно перестают"играть на учителя", оправдывать его ожидания и, выражая свое истинное отношение к литературному герою, автору,описываемой им ситуации,открывают свои реальные, порой неосознанные переживания,мысли, ощущения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА НАД РАССКАЗОМ

 

1. Как называется рассказ? Кто его автор?

2. Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в нем описывается?

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнаёте?

4. Что случилось с героями? Как они себя вели?

Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чем вы думали, читая рассказ?

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА К РАБОТЕ НАД СКАЗКОЙ

 

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная,героическая,

юмористическая?

З. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте слова и выражения,которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам

 

 

Категория: Обучение грамоте | Добавил: Elena (05.01.2015)
Просмотров: 1255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024