Вторник, 14.05.2024, 12:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Елена Юрьевна Чернобай МБОУ №39 Симферополь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников
          

         Формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Важность исследования проблемы развития языковой компетенции заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития.

 
               Активная языковая подготовка младших школьников поможет снять следующие противоречия:
► между существующим многообразием методических путей развития языковой компетенции и необходимостью целенаправленной работы со стороны учителя над её развитием;
► между доминирующей в практике преподавания русского языка правописно- орфографической направленностью и требованиями нового государственного стандарта к уровню языковой компетенции выпускников начальной школы.


                 А также решить ряд задач:
► пробуждение познавательного интереса к родному слову;
► стремление научиться выразительно и правильно говорить по-русски;
► обогащение словаря и грамматического строя речи;
► формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа изучаемых явлений языка;
►отбор таких методов и форм обучения, которые позволили бы вовлечь школьников в «живой, как жизнь» язык;
► развитие письменной и устной речи учащихся;
► стимулирование творческого отношения к изучению русского языка.


         Можно выделить три основных условия эффективной работы по формированию языковой компетенции учащихся начальных классов.


                            1.Потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства.
                           2.Наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать.
                            3.Освоение школьниками языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.


Для реализации названных условий необходим деятельностный подход:
- знания приобретаются и проявляются только в деятельности;
- за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика стоит действие.


                На первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Они должны быть учеником осмыслены и приняты. Реализуя на уроках данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.
             Деятельность, в данном случае, рассматривается в двух аспектах:
1. Учебная (познавательная деятельность), в ходе которой усваиваются знания о структуре языка.
2. Речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения.
Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создаёт основу для активизации процесса развития речи учащихся начальных классов.

 
Основой деятельности является осуществляющие её действия, а именно:
► умения быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
► умения правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения;
► умения найти адекватные средства для передачи этого содержания;
► умения обеспечить обратную связь;


                 Для обеспечения успешного овладения выше перечисленными умениями необходима разработка системы уроков по развитию речи:


■Лингвистические уроки (на протяжении всего курса обучению русскому языку в начальной школе)


■Уроки обучения написанию изложений. (3 – 4 классы)


■Уроки обучения написанию сочинений. (3 – 4 классы)


■ Уроки анализа и редактирования письменных работ учащихся. (2-4 классы)

Категория: Мои статьи | Добавил: alena0374 (02.08.2015)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024