Формированию языковой компетенции придается
особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного
формирования социально активной личности. Важность исследования проблемы
развития языковой компетенции заключается в том, что она затрагивает всю
совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.
Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт
возможности свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и
грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом,
излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и
письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными
средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо
каждому. Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития.
Активная языковая
подготовка младших школьников поможет снять следующие противоречия:
► между существующим многообразием методических путей развития языковой
компетенции и необходимостью целенаправленной работы со стороны учителя над её
развитием;
► между доминирующей в практике преподавания русского языка правописно-
орфографической направленностью и требованиями нового государственного
стандарта к уровню языковой компетенции выпускников начальной школы.
А также решить ряд задач:
► пробуждение познавательного интереса к родному слову;
► стремление научиться выразительно и правильно говорить по-русски;
► обогащение словаря и грамматического строя речи;
► формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа
изучаемых явлений языка;
►отбор таких методов и форм обучения, которые позволили бы вовлечь школьников в
«живой, как жизнь» язык;
► развитие письменной и устной речи учащихся;
► стимулирование творческого отношения к изучению русского языка.
Можно выделить три основных условия
эффективной работы по формированию языковой компетенции учащихся
начальных классов.
1.Потребность
в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и
чувства.
2.Наличие
содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить,
но и может о чём-то сказать.
3.Освоение школьниками языковых
средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения
отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.
Для реализации названных условий необходим деятельностный подход:
- знания приобретаются и проявляются только в деятельности;
- за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика стоит действие.
На первом месте стоит не накопление у
учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности,
ее «самостроительство» в
процессе деятельности ребенка в предметном мире. Учитель не должен
просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Они
должны быть учеником осмыслены и приняты. Реализуя на уроках данные подходы,
педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом
отличается от традиционной передачи ему готового знания.
Деятельность, в данном случае, рассматривается в
двух аспектах:
1. Учебная (познавательная деятельность), в ходе которой усваиваются знания о
структуре языка.
2. Речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных
речевых функциях, в том числе и в функции общения.
Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения.
Единство учебной и речевой деятельности создаёт основу для активизации процесса
развития речи учащихся начальных классов.
Основой деятельности
является осуществляющие её действия, а именно:
► умения быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
► умения правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта
общения;
► умения найти адекватные средства для передачи этого содержания;
► умения обеспечить обратную связь;
Для обеспечения
успешного овладения выше перечисленными умениями необходима разработка системы
уроков по развитию речи:
■Лингвистические уроки (на протяжении всего курса обучению русскому языку в
начальной школе)
■Уроки обучения написанию изложений. (3 – 4 классы)
■Уроки обучения написанию сочинений. (3 – 4 классы)
■ Уроки анализа и редактирования письменных работ учащихся. (2-4 классы)
|